Развитие фонематического слуха
Нарушения в развитии могут вызывать трудности в освоении навыков письма и чтения, поэтому важно не упускать время и заниматься его развитием до школы.
- 1 этап: Восприятие неречевых звуков
- 2 этап: Восприятие звуков речи, различение высоты, силы, тембра голоса
Пример любимой игры в центре на развитие слуха «Хлопни — Топни».
Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук С, то топает, если звук Ш, то хлопает.
- Взрослый сначала произносит ряд звуков, потом ряд слогов (и прямых, и обратных), а потом слова, в которых заданные звуки находятся в начале, середине и конце слова.
- Начинать надо с одного звука: услышать звук С. Когда ребенок легко справляется с заданием, отрабатываете звук Ш с другим движением. И только после того, как ребенок начинает хорошо слышать отдельно оба звука можно соединить их в одной игре!
- Тогда это уже превращается в прекрасное задание на дифференциацию звуков.
- Звуки и движения могут быть разные в зависимости от речевой задачи и темперамента ребенка.
Сначала учимся слышать один звук. Затем второй и лишь потом соединяем их для дифференциации!